«Бизнес-Грабли Клуб» — это встречи бизнесменов разных поколений в Консалтинг-Центре «ШАГ». Обсуждая презентации молодых предпринимателей, умудренные бизнесмены делятся опытом и предупреждают о тех «граблях», на которые они сами наступали на ключевых поворотах становления и развития своего дела. Вместе с тем это возможность заслуженным бизнесменам «проапгрейдить» свои знания о новейших бизнес-моделях и IT-инструментах, которые несут в современный бизнес их дети и внуки. 26 мая прошла очередная такая бизнес-встреча. Вниманию участников были представлены две истории от создателей бизнесов, стартовавших несколько лет назад и по полной использовавших открытые XXI веком IT-возможности. В этом выпуске — история от Людмилы Булавкиной, соучредителя компании RENTMANIA (сообщество и онлайн-площадка для аренды и сдачи в аренду вещей).
У каждого из нас - тонны скучающих вещей Людмила Булавкина: У меня три бизнеса, каждый из которых так или иначе начинался на мои личные средства. Прежде чем начать собственное дело, я дошла до позиции директора по маркетингу в социальной сети «Одноклассники». Расставаясь с Mail.ru, получила хороший «парашют». Он жег мне карманы, и я рискнула начать что-то свое. Начала с того, что монетизировала собственный одежный шкаф. У меня всегда одевались подружки, соседки, коллеги по работе. Первый салон проката платьев запустила в 2011 году. Сейчас это большая сеть, работающая не только в России. Спустя два с небольшим года, пока мой маленький прокат рос и открывались первые филиалы, мой нынешний партнер Аркадий Мешковский вдохновился западной идеей экономики совместного потребления. Теми, кто делает мир без посредников, — Uber, Airbnb. Давайте так же устроим с вещами, — предложил Аркадий. Мы запустили Rentmania — сервис, где люди дают друг другу на время любые вещи. Это виртуальный сервис: у нас нет склада, нет представительств, мы долгое время даже работали на дому, и офис сняли только месяц назад. Ниша в нашей стране оказалась настолько пустая, что практически ни во что не инвестируя и ничего не закупая, мы стали быстро расти. Сейчас мы — самая крупная в России площадка аренды имущества. У нас коляски, кроватки, газонокосилки, одежда, все, кроме квартир и машин. И всем этим мы не владеем, мы только соединяем стороны. Развивались сначала на свои личные накопления, запас средств позволял содержать команду из 4-х человек. Дальше пошли по пути получения грантов. Стартап основан на интернет-технологиях, у нас есть новизна в методах проверки участников сделки — так называемый скоринг. Мы ухватились за этот скоринг и получили грант от Бортника
[1] в размере миллиона рублей. Это позволило прожить еще почти год. Дальше нас поддержал Фонд развития интернет-инициатив. Мы прошли акселерацию в ФРИИ-фонде, и он в обмен на 7% доли предоставил 1,4 млн рублей инвестиций. Получили живыми деньгами 800 тысяч, и на 600 тысяч нам была предоставлена экспертиза: три месяца нас учили. Не далее как вчера в жизни Rentmania случилось поворотное событие: за 2,4 млн рублей мы выкупили у ФРИИ свои 7%. Есть свои минусы в том, чтобы иметь в структуре капитала большой государственный фонд. Тем не менее, два года существования под эгидой ФРИИ дали нам огромные преимущества, и не только в плане знаний. Год назад Rentmania включили в состав самых инновационных сервисов России. Мы выступали перед президентом страны. 12 команд удостоились этой чести и получили свои 6 минут славы.
Лично я ничего не помню. Мы не просили помощи — просили, чтобы нам не мешали. Нас благословили. Поблагодарили за то, что помогаем людям пережить тяжелые времена. И конечно же всех, кто через нас зарабатывает, обязали платить налог. Сегодня если человек зарабатывает на прокате личного имущества больше 4 тысяч рублей в месяц, он обязан платить НДФЛ. Я сама, как евангелист этой темы, сдаю из своего хозяйства все, что в данный момент не нужно, — вентилятор, хлебопечку, синтезатор. У меня получается в месяц побочного дохода тысяч 15. Но я еще и ИП, я могу себе позволить что-то государству отдать. Похоже, что я одна такая. Об этом мы и говорили с Владимиром Владимировичем, просили, чтобы налогооблагаемый порог дохода от аренды был пересмотрен. Обещал подумать. Какое-то распоряжение отправил. После этого про нас сняли 40 телесюжетов. Немыслимое количество публикаций про то, как Rentmania меняет потребительский рынок. Но в плане бизнеса это не дало нам ничего. Кроме одной статьи на РБК, с которой по активной ссылке мы получили 2 тысячи переходов.
Что дальше? Закончился грант Бортника, закончились деньги ФРИИ. А мы буксуем на уровне 2-3 сделки в день с доходом 20% от каждой транзакции. И мы пошли на рискованный шаг: решили обязать людей платить через сайт. Сомневалась, переживем ли мы это решение как команда и как бизнес. Прежде мы были такие «добрые евангелисты» — через сайт предлагали людям как-то встретиться, совершить сделку, а потом звонили и спрашивали: ну что, взяли у вас коляску? А денег часто не видели. Полгода — и это наша гордость — мы работали с Яндекс-кассой, чтобы специально под нас механизм Яндекс-кассы был изменен. У нас сложная история прохождения денег. Хозяин вещи обозначает цену. Клиент резервирует услугу, автоматически привязываются деньги. Схема сложная, не буду останавливаться на деталях. Работает и механизм выплат, и холдиро- вание средств, причем на срок не 3 и не 7 дней, а бывает и на 30, и на 60 дней. Мы договорились в мой день рождения, 22 декабря, включить этот рубильник и понять: пойдут к нам деньги или нет. Включаем, ждем с тревогой — и, о чудо! — деньги пошли! Люди стали авансом депонировать средства за аренду даже не убедившись, что вещь отвечает их ожиданиям. С этого момента круто пошли вверх все показатели по выручке. Это и позволило нам выкупить обратно 7-процентную долю ФРИИ.
Сегодня у нас несколько тысяч активных пользователей в Москве и от 20 до 50 сделок в неделю. В июле нам поступают 15 миллионов рублей от частных бизнес-ангелов.
Это уже серьезные инвестиции, при которых оценка бизнеса превысила миллион долларов. Мы хорошо растем, к осени хотим довести число заказов до 100 подтвержденных транзакций в день.
Что впереди? Каждый день мы получаем 1-2 предложения от регионалов открыть филиал: создать поддомен на сайте и привлечь первых энтузиастов, человек по 10 на каждый город, готовых делиться своим имуществом и временем. Есть уже потенциальный партнер в Питере, и я на днях еду закрывать часть сделки по выходу в Северо-Западный регион. Это — наш краткосрочный план. А если заглянуть чуть дальше, если говорить о масштабировании за чужие деньги... Год назад мы провели месяц в Финляндии. Победили в конкурсе «StartupSauna» — там было 600 участников со всего мира, от России выбрали нас. Сказать, что мы пять недель акселерировались в Финляндии — это даже звучит смешно. В основном был интересный досуг. Но там мы завели знакомства с представителями зарубежного фонда. Не в рамках программы акселерации, а просто потому, что мы приехали туда брать то, что нам даже и не предлагали. В сентябре нас зовет вне конкурса лондонский акселератор, поскольку мы конечно же хотим завоевывать Европу. На американский рынок не пойдем, там уже есть шерринговые сервисы. Самый крупный в этой нише сервис находится в Голландии. Менталитет у голландцев такой: несмотря на то, что там регулярно крадут велосипеды, люди продолжают их оставлять. Эту часть Европы мы не трогаем. Мы думаем про Германию, Британию, где тема экономики совместного потребления бьет ключом, а бизнесов нет. Надеюсь, к концу года мы, возможно, заявим о себе на британском либо немецком рынке.
Вопросы, ответы, обсуждение с гостями и экспертами — Почему выбрали Яндекс? — Сначала своими предложениями нас одолевали все платежники. Но сразу отказывались, лишь только речь заходила об изменении условий холдирования средств. Я даже испортила отношения с близкими друзьями, основателями одного из таких сервисов. Яндекс за нами не бегал, за Яндексом бегали мы. И, как оказалось, бегали не зря.
— Но в Европе нет Яндекса. — Будем решать проблемы по мере поступления. Уже начали подключать PayPall.
— Берете ли вы на себя риски невозврата или порчи вещи? — Да, у нас собственный так называемый стабилизационный фонд 30 тысяч рублей на спорные случаи. Брать или не брать залог — решает владелец вещи. Я, например, сдаю свои платья принципиально без залога. Большинство владельцев вещей устанавливают залог. Когда мы ввели механизм безопасной сделки, при котором два участника на разных этапах должны дважды нажать зеленую кнопочку — с вещью все ОК, с возвратом ОК, со списанием денег все ОК — часть прокатчиков обнулили залоги. До этого за недельное пользование профессиональным фотообъективом просили залог 20 тысяч, т.е. десятикратную стоимость аренды. Понятно, что это было барьером для совершения сделки. Как только залоги стали снижаться если не до нуля, то хотя бы в разы, стали брать и фотообъективы. Мы уже год общаемся со страховыми компаниями и, надеюсь, рано или поздно пробьем и эту стену. Ренессанс-страхование, по крайней мере, думает над созданием страхового продукта под наши сделки.
— Допустим, я сдаю объектив с царапиной. Я знаю, что есть царапина, а человек, который берет вещь в аренду, этого не заметил. И я начинаю предъявлять... — Это самый тяжелый случай, какой только можно представить. Нужно привлекать профессионального юриста, проводить техническую экспертизу. К счастью, мы с такими ситуациями не сталкивались. Было два случая попыток незаконного использования сервиса. Один раз — фиктивная сделка: перевод денег от одного лица к другому как бы за аренду. Это работа банка: когда такие сделки повторяются, он начинает внимательно их отслеживать. И был случай, когда человек разместил в прокат камеру, получил залог и стоимость аренды и пропал. А потом оказалось, что и профиль в соцсети сомнительный, и паспорт липовый. Все это случалось до полной автоматизации процесса заполнения договора. С декабря месяца жалоб не было. Что происходит на сайте? При размещении вещи поля описания автоматически раскидываются по договору и акту приемки-передачи. А когда деньги переводятся от клиента к владельцу и клиент должен проверить акт приемки-передачи, на сайте появляется соответствующая система подсказок, на что обратить внимание. Тот же механизм подсказок работает и на возврате. Пока этого хватает.
— Что сегодня сдерживает рост - мало людей, желающих сдавать вещи, или мало тех, кто готов носить чужое платье? И второй вопрос: когда вы бизнес масштабируете, как вам кажется, какой процент населения будет в него вовлечен? Ваша оценка емкости рынка? — Мы считали пятью разными способами — результат примерно одинаковый. Знаете, какая самая надежная метрика по емкости рынка? Мы посмотрели в прошлое. Оказывается, в нашей стране существовало около 5 тысяч пунктов проката. Мы экстраполировали это число на сегодняшний день, прошлись по сохранившимся точкам проката, узнали их выручку. Примерные цифры понятны. Мы видим себя игроком №1 с 30-процентной долей и охватом 10% населения! Иначе не имело бы смысла за это браться. А главный барьер для роста бизнеса — неинформированность людей. Это как в анекдоте: «А что, можно было?» Проблема первого обращения. А дальше мы очень быстро привязываем к себе пользователя. Единожды разместив у нас хлебопечку и получив за нее пусть 300 рублей, человек становится нашим клиентом и начинает предлагать что-то еще. У нас же у каждого в квартирах, в гаражах, на дачах — тонны скучающих вещей.