1 марта 2018 года «Бизнес-Грабли Клуб» в очередной раз собрал молодых предпринимателей и опытных бизнесменов для обмена своим опытом. На двенадцатой по счету встрече выступили Алексей Бояршинов, основатель и генеральный директор компании «Корада Консалтинг» и Дарья Абрамова, создательница проекта «Кодабра», который дает возможность детям обучаться программированию. Экспертами выступили Борис Андрианов, совладелец и управляющий компанией «Энергосистемы и технологии», Валентин Кохно, владелец компании «Бест бизнес софт», Дмитрий Агеев, генеральный директор «ANTA RUS» и Михаил Хургес, генеральный директор производственной компании «Leto».
Мы не продаем 1С, мы делаем проекты
В первом выступлении обсуждали бизнес Алексея Бояршинова «Корада Консалтинг». Согласно традиции, выступление на проекте «Бизнес-Грабли Клуба» начинается рассказом о личной истории владельца. Когда-то программист Алексей устроился работать в аудиторскую компанию. «Я был «в ужасе» от продукта 1С — после «больших» языков программирования все казалось неправильным и неудобным, криво устроенным». Но постепенно «втянулся». В разное время поработал «по обе стороны баррикад» — и на стороне аутсорсинговой компании, и на стороне клиента, побывал и продавцом услуги, и внедренцем, и консультантом на системных продуктах.
Менеджерская карьера закончилась на позиции генерального директора консалтинговой компании. Ушел «в чистое поле» после конфликта с собственником — не смогли договориться, как развивать бизнес. Накоплений почти не было, клиентскую базу забрать у работодателя не позволила совесть. Кушать хочется всегда, а работать с заказчиками продуктов 1С Алексей умел лучше всего. Денег было ровно на регистрацию юрлица и уставной капитал. Первые клиенты появились просто: «Всем своим контактам в «аське» я написал, что открыл свою фирму и если кому-то нужна поддержка в этом вопросе, я готов помочь. У кого-то нашлись знакомые бухгалтеры, которым нужна была такая услуга. Все делал сам: и программировал, и устанавливал, и искал ошибки». Объемы росли. Через какое-то время появился первый сотрудник — ассистент, вчерашняя студентка, которая делала в компании все, что не программирование. И первый офис — угол со столом и тумбочкой в помещении свадебного агентства. «Представляете: вокруг сердечки, розовые стены, чучела белых голубей, ароматические свечи, а мы проводим собеседование и рассказываем, какую крутую и дорогую компанию хотим построить»,— смеется выступающий. Шел 2010 год.
Главным источником клиентов стал личный блог собственника, повторные запросы и рекомендации клиентов. «С последним пунктом получались самые необычные истории. Например, один из клиентов сказал, что ему порекомендовал обратиться в «Кораду» прихожанин в баптистской церкви. До сих пор так и не выяснили, кто из наших клиентов баптист». Но все же блог на тот момент стал основным генератором трафика. Люди читали тексты, написанные на понятном им языке, с понятными решениями, и были согласны с позицией автора. А если читали давно, то у потенциальных клиентов создавалось впечатление, что «они меня уже знают». Уже на переговоры клиенты приходили с гораздо более высоким уровнем доверия».
С самого начала позиционирование компании отличалось от традиционных услуг продавцов 1С — «Мы делаем проекты. Не продаем коробки, не продаем обучение. Мы продаем результат. Желание делать результат вылилось в четыре направления разных масштабов. Первый из них — управленческий консалтинг. С него начинается любой проект. Главная задача сотрудников этого направления — найти узкие места и описать бизнес-процессы. Ведь любая автоматизация — это внедрение изменений. «Наша работа всегда приводит к значительным изменениям в бизнес-процессах компании. А значит, управленческие консультанты — важнейшая часть команды»,— рассказал Алексей. Второе направление — проектный офис. Это направление работает с самыми крупными клиентами, кому на заказ нужны большие программы и блоки, специфические проекты, выходящие за функционал обычных задач. Третье направление — веб-дизайн и интернет-маркетинг. Это побочное направление, которое компания создала, чтобы ответить на клиентский запрос: «Ребята, вы же программисты, сделайте мне сайт!» До открытия этого направления Алексей предлагал воспользоваться услугами партнеров. Но, во-первых, личная рекомендация дорогого стоит, во-вторых, все равно приходилось результат разработки и продвижения интегрировать в CRM-систему. Поэтому проще стало делать самим. Последний по списку, но не по значению — отдел методологии и учета. Тут все просто — техническая поддержка существующих решений, бухгалтерский консалтинг и т.д.
Еще одним важным отличием своего бизнеса от конкурентов, Алексей назвал «человеческое лицо» — как в отношениях с клиентом, так и в отношениях с собственной командой. «И это то, о чем мы говорим на первом собеседовании»,— гордится докладчик.
Чтобы добиться такого результата — иметь сотрудников с совпадающим чувством юмора, высоким уровнем профессионализма и общими ценностями — пришлось стремительно осваивать методы работы с удаленными офисами.
Как это часто бывает, начался этот процесс случайно с офиса в Севастополе. Именно на нем оттачивались все методы постановки задач и контроля результата. «На сегодняшний день у компании не осталось никаких географических ограничений по отбору и включению в работу сотрудников, работающих в разных часовых поясах. Сегодня у компании два больших офиса — головной в Москве и дополнительный в Севастополе. В Санкт-Петербурге «сидит» еще один партнер, который работает под брендом компании. Есть разработчики в Набережных Челнах, городе Мозырь (Беларусь), Белгороде, Красноярске, Сургуте, Чебоксарах. Во всех городах, где работают штатные сотрудники, у них полный рабочий день. Маркетологи компании находятся в Уфе, а менеджеры техподдержки — в Благовещенске».
Вот с таким багажом в 2025 году Алексей хочет зарабатывать 1 млрд выручки в год. Чтобы заработать эту цифру, выступающий и его коллеги разработали стратегию — к 2025 году компания «Корада» должна стать лидером своего сегмента. Специалисты этой компании будут стоить дорого, но за это заказчик будет получать результат с изначально придуманным функционалом, а проект будет сделан идеально. Один из вопросов к экспертам — какими еще путями можно повысить выручку, чтобы получить нужные нолики в обороте?
Разработчики 1С — это больная тема для большинства экспертов. И они с радостью высказались о своем опыте взаимодействия с темой и о том, какой консалтинг в этой области они купили бы. Было и множество других, очень практичных советов. Так, например, Евгений Емельянов, президент ГК «ШАГ», посоветовал для начала посчитать, каков должен быть рынок заказчиков, чтобы 0,2—0,5 % их совокупного оборота (а именно столько компании тратят на консалтинг вообще) могли стать миллиардом выручки. Против «мечты», отмечали эксперты, играют в этой сфере низкий порог входа на рынок, а следовательно, высокая конкуренция, развитие облачных продуктов, высокая конкуренция за специалистов и многое другое.